Эта история началась осенью 2005 года, когда командиру ММОО ПО "Тризна" - Алексею Кравченко, сообщили о предположительном месте падения неизвестного самолета времен ВОВ.

И вот, в сентябре мы уже выехали в район предполагаемых поисков. Долгое время прочесывали лес цепью, но место падения, словно заколдованное, не попадалось нам на глаза. Через полтора часа безрезультатных поисков, чисто случайно обнаружили неприметную воронку, поросшую травой. На первый взгляд было видно, что место падения было раскопано ранее - с найденных лонжеронов крыла, "заботливо" была срублена дюраль, на которой могли оставаться заводские номера самолета, с помощью которых, можно было пролить свет на историю машины.

Справа видны металлические части крыла с характерными заклепками и полное отсутствие дюраля. В левом нижнем углу можно видеть воздушный баллон, имеющий входное и выходное отверстия в результате попадания из крупнокалиберного пулемета или авиационной пушки. На самолете ПЕ-2 данный баллон был установлен в системе запуска моторов, их было 2 шт. Позже, на выезде в середине октября, будет найден и второй.

Постепенно,углубляя раскоп,было обнаружено и вооружение самолета,которое в этой истории сыграло самую значимую роль. Так как самолет упал на немецкие позиции и ранее был "копан", наша перспектива установить имена экипажа становилась все более призрачной.

В ходе раскопок, было найдено хвостовое колесо,по которому смогли безошибочно установить тип упавшей машины - советский бомбардировщик Пе-2.

А работать нам предстояло ещё много...

     

День быстро пролетел. Учитывая близость ручья и наличие высокого уровня грунтовых вод, решили отложить работы на зиму, так как зимой уровень воды минимален.

3 января 2006 года, пока страна отмечала новогодние праздники, мы при поддержке клуба "Уазбука", выдвинулись в Тверскую область для возобновления работ.

Дорога к месту оказалась нелёгкой.

     

Но не смотря на это, нам удалось пробиться. Была установлена импровизированная палатка. И начато углубление раскопа.

  

Стоит отметить - чем глубже копаешь, тем работа становится сложнее, т.к. грунт нужно поднимать в ведрах, чтобы ребята наверху могли перебирать землю в поисках частей самолета и фрагментов останков летчиков.

Через два дня ребята из "Уазбуки" уехали и мы остались ввосьмером. А из всего транспорта в наличии имелся только прицеп от легкового автомобиля...

Место, где проводились работы, местные называют "Волчьим болотом" - якобы это общепризнанная аномальная зона. Да ещё и появились слухи о медведе, которого неподалеку, кто-то поднял из берлоги.. Но оружия у нас было много - целых два топора!

Несмотря ни на что, надо было продолжать работу. Спасало то, что днем температура воздуха была около нуля, а ночью прихватывал морозец - нам не пришлось укреплять бревнами стенки раскопа, чтобы они не осыпались и не дай бог, не погребли нас.

Еще летом были найдены элементы парашютной системы. Повсеместно попадались фрагменты костных останков и вот из раскопа был извлечен магазин от пистолета ТТ.

Был найден один из моторов, точнее то, что от него осталось, так как блок цилиндров двигателя и навесное оборудование кто-то утащил на цветмет. (Значительно позже нам удастся выяснить, кто это был.) Но не смотря на все старания, номера самолета, по которому можно было бы установить экипаж, по прежнему не было.

Тем временем, добрались до второго мотора, обнаружили его так же полностью разбитым. Рядом с ним был выложен настил из палок (очевидно, чтобы удобно было стоять), лежала расплющенная монтажка (ею кололи блок), а также советская каска ( вычерпывали воду). Сам коленвал был обмотан стальной проволокой (видимо пытались вытащить, но не смогли ).

И тут к нам подоспела помощь в виде ГАЗ-66 с лебедкой.

Общими усилиями, с глубины около 6 метров, удалось извлечь мотор.

     

Так у нас появился номер мотора - "135-2053". Оставалась (как нам казалось) самая несложная работа - найти в ЦАМО акты списания моторов и по ним установить номер самолета и экипаж.

Как же мы заблуждались... Проблема заключалась в том, что акты списания моторов (зачастую единственную нить, связывающую с именами экипажа, которая могла бы позволить вернуть их из небытия) были уничтожены.

Через два месяца кропотливой работы в архиве никаких привязок так и не было найдено. По случайности удалось выяснить, что Пе-2 с мотором "135-2053" принадлежал

10 ОРАП и не вернулся с вылета на разведку 6.10.1942г. в район Ржев - Сычевка.

Экипаж самолета состоял из пилота - ст. сержанта Бразгунова Владимира Титовича 1919г.р., штурмана - ст. сержанта Петрова Аркадия Алексеевича 1918г.р. и стрелка-радиста - ст. сержанта Ворочилина Павла Михайловича 1917г.р..

Но и это не явилось окончанием истории с самолетом...

В ноябре 2014 года, благодаря стараниям Давыдова Бориса Владимировича - историка-авиатора из Москвы, удалось выяснить следующее - самолет Пе-2 с мотором "135-2053" был передан в 6 БАП и там утрачен осенью 1942 года.

Так же с помощью Бориса Владимировича была получена информация следующего содержания:

Приказ

6-му авиационному полку

30 августа 1942г. №06 Инютино.

Объявляю боевой расчет экипажей и закрепляю самолеты и вооружение за экипажами:

1-я эскадрилья

......................

5. Хвостовой номер 6 красный

серийный номер 18/80

№ пулеметов БК: МИ-531, НЕ-486

№ пулеметов ШКАС: ГК-675, БЖ - (??? без цифр, первая буква сомнительна)

Пилот лейтенант Чернышев В.М.

Стр. бомбардир лейтенант Кузнецов П.И.

Воздушный стрелок-радист Огиенко Д.И.

Старший авиационный механик техник-лейтенант Тетерин В.Н.

Авиационный механик старший сержант Свертилов Д.К.

Авиационный моторист сержант Лужунев А.Г.

Редкий случай, когда вместе с самолетом списали и вооружение, а именно - пулеметы.

По номеру пулемета ШКАС и удалось установить номер самолета ПЕ-218/80.

Далее Борис Владимирович дает архивную информацию:

Фонд 6 БАП, опись 206591, д. 8, лл. 44,45 (разворот)

10.9.1942 9 самолетов управления полка, 1 и 2 АЭ в 7:24 взлетели, в 9:00 посадка.

Костяев-Львов-Гвоздик

Петровец-Соколов-Яснопольский

Чернышев-Кузнецов-Огиенко

Курмичев-Гордей-Исаев

Суворов-Фокин-Кислов

Алексеев-Колотильников-Каменщик

Волков-Рубан-Палагин

Суховой-Болгачев-Костин

Ткаченко-Чечин-Шутов

Цель - артиллерия и минометы противника в р-не Шарлаево, Груздево.

В 7:59 с высоты 2400м. На южной окраине Шарлаево возникло 4 очага пожара.

В пункте Груздево по восточной и южной окраине пункта, батареи противника накрыты

серией бомб. В районе цели атакованы 17-ю истребителями противника Me-109 и Хе-113

В результате боя сбиты 2 Ме-109 и 4 Хе-113, подбит Ме-109.

Как видим, над цель наши бомбардировщики были в 7:59, т.е. бомбили немцев.

А теперь обратимся к немецким заявкам на сбитые самолеты:

Бёвиг-Тройдинг 11./JG51 Pe-247 843: at 2300 m 07:08 вост. Веригино 2 км

Мюнхеберг Йоахим Stab/JG51 Pe-247 843: at 2500 m 07:09 вост. Веригино 2 км

Киккерт Рольф 10./JG51 Pe-247 843: at 2000 m 07:13 вост. Веригино 2 км

Хольтц Хельмут 11./JG51 Pe-247 872 07:24 Ю-В Веригино 3-4 км

Тут следует учесть, что немецкое время отличалось на один час, т.е. время гибели самолета - утро 10 сентября 1942 года, с 8:08 до 8:24 утра.

Вроде бы судьба экипажа установлена, но...

Как выснилось, командир самолета Чернышев В.М. спасся, выпрыгнув с парашютом. Он погиб позже, спустя три недели - 21 сентября 1942 года.

Выясняя судьбу третьего члена экипажа, попутно узнали, кто и почему копал самолет...

Есть письмо следующего содержания:

  

А вот и найденный воинский медальон стрелка Огиенко Д.И.

  

Тем самым получается, что командир экипажа успел покинуть подбитую машину, стрелка Огиенко Д.И. нашли и похоронили после войны...а в самолете остались останки лейтенанта Кузнецова П.И.

Из учетно-послужной карточки Кузнецова, хранящейся в ЦАМО:

Закончил Краснодарское ВАУ, 31.1.1941 присвоено звание сержант, направлен в распоряжение ВВС Орловского ВО.

Служил в 218 СБАП. Вероятно в феврале 1941 года, был переведн в 6 БАП.

Останки Кузнецова Петра Ивановича были погребены на кладбище д. Веригино Зубцовского р-на, Тверской обл. в августе 2006 г.